Программа Познаем и создаем! 2024-2025 уч

Раздел 1. Основные характеристики программы
Пояснительная записка
Направленность программы – естественнонаучное
Любое использование
гиперссылки

материалов

допускается

только

при

наличии

Актуальность программы
Настоящая
дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа «Познаем и создаем!»!» (далее - Программа) разработана с
учетом следующих нормативных документов: Федерального закона от
29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее –
ФЗ №273), Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществлении
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам», Приказа Министерства просвещения Российской Федерации
от 30.09.2020 г. №533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществлении образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации 09.11.2018г. № 196, Постановления
Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 2 "Об
утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности
для человека факторов среды обитания" (далее – СанПиН), Концепции
развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением
Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р), Распоряжения Правительства
Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р «Концепция развития
дополнительного образования детей до 2030 года», Приказа Министерства
образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 г.
№ 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года», Устава МБДОУ «Детский
сад № 43».
Программа
определяет
комплекс
основных
характеристик
общеразвивающей программы, комплекс организационно-педагогических
условий деятельности по познавательному развитию дошкольников 5–7 лет
с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и
физиологических особенностей на ступени дошкольного образования.
В Концепции развития дополнительного образования детей
(Утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р)
одной из задач дополнительного образования является «повышение
вариативности, качества и доступности дополнительного образования для
каждого», «обновление содержания дополнительного образования детей в
соответствии с интересами детей, потребностями семьи и общества».

Программа
предусмотрена
для
реализации
в
группах
общеразвивающей направленностей, в том числе адаптирована для освоения
детьми с ОВЗ.
Программа построена на использовании технологии индивидуальнодифференцированного подхода к каждому ребенку, в том числе с
нарушениями развития. Данная технология позволяет выявить принципы и
способы образовательного пространства способствующего личностному
росту ребёнка. Поэтому, реализуется в следующих направлениях:
-в качестве поддержки развития и саморазвития в процессе его
жизнедеятельности и жизнетворчества;
-как синтез организуемого обучения и практических навыков;
-как индивидуальный маршрут развития ребенка.
В основу Программы положен системно-деятельностный подход,
создающий условия для формирования индивидуально структурированного
информационно – образовательного пространства. Сопровождение ребенка в
процессе образования и самообразования, развитие и саморазвития,
поддержка в приобретении и проявлении собственной деятельности
основанная на признании уникальности его образа как ценности. Это
способствует созданию положительной мотивации и интереса к изучению
области познания, активизирует обучение. Совместное решение проблемы
развивает коммуникабельность, умение работать в коллективе, решать
нетрадиционные
задачи,
используя
приобретенные
предметные,
интеллектуальные и общие знания, умения и навыки.
Также в программе игра выступает как приоритетный метод. Опора на
известное положение психологии об особом значении игровой деятельности
в развитии интеллектуальных способностей и личностных качеств
обучающихся необходимых для пропедевтической работы с дошкольниками.
Опросы родителей, обучающихся проведенные в 2019-2020 учебном
году и 2020-2021 учебном году, показали, что более 85% родителей отметили
положительное влияние исследовательской деятельности детей на их
всестороннее развитие, эмоциональную отзывчивость, находчивость и
целеустремленность. Востребованность занятий родителями объясняется
привлекательностью форм работы с обучающимися: в большей степени
занятия проводятся в игровой форме и доступны для детей дошкольного
возраста.
Таким образом, программа «Познаем и создаем!» соответствует
интересам обучающихся дошкольного возраста и потребностям их
родителей.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что
детское экспериментирование позволяет ребенку моделировать в своем
сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах,
устанавливать
взаимосвязи,
закономерности.
Экспериментальная
деятельность вызывает у ребенка интерес к исследованию природы,
развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию,
обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность

ребенка.
Программа является актуальной на сегодняшний момент. В условиях
быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение
знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому,
оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески.
Новизна данной программы заключается в том, что она выстроена на
основе современных педагогических технологий самостоятельной
исследовательской деятельности и экспериментирования, с практическим
освоением новых знаний и умение применять их в решении проблемных
ситуаций. Основные формы детской деятельности – самостоятельная и
совместная
работа.
Основные
формы
педагогических
действий
моделирование предметно – развивающей среды, демонстрация
конструктивных моделей поведения, обучение в процессе совместной
деятельности, наблюдение и педагогическая поддержка в самостоятельной
деятельности детей. При такой форме работы ребёнок овладевает
экспериментированием, как видом деятельности и его действия носят
репродуктивный характер. Программа характеризуется ступенчатостью –
постепенным усложнением материала, цикличностью, опорой на
предыдущий опыт ребенка.
Отличительной особенностью программы является и тот факт, что на
первый план выдвигается не обучающая, а развивающая функция. Это
значит, что знания и умения должны быть не самоцелью, а средством для
формирования и развития психологических процессов (памяти, мышления,
внимания, воображения), а также важнейших личностных качеств ребенка.
Работа педагогов осуществляется в тесном контакте с родителями.
Внедрение системно-деятельностного подхода в дополнительноное
образования требуют нестандартных решений.
Адресат программы
Программа предназначена для обучения детей в возрасте от 5 до 7 лет.
Дошкольный возраст – важный этап в развитии личности. Это период
начальной социализации ребенка, приобщения его к миру культуры и
общечеловеческих ценностей, время установления начальных отношений с
ведущими сферами бытия: миром людей и природы. Особенностью этого
периода является то, что он обеспечивает общее развитие, служащее
фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний,
навыков и усвоения различных видов деятельности.
Этот возраст особенно важен для развития познавательной
потребности,
которая
находит
отражение
в
форме
опытноэкспериментальной деятельности, направленной на открытие нового и
развивающей продуктивные формы мышления. Ребёнок, познавая
окружающий мир, стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать
его руками, понюхать, постучать им. И действительно, ребенок усваивает все
прочно и надолго лишь тогда, когда он слышит, видит и обязательно делает
сам.

Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность Н.Н.
Поддьяков, А. И. Савенков, А. Е. Чистякова, О. В. Афанасьева, отмечают
основную особенность экспериментальной деятельности: «ребенок познает
объект в ходе практической деятельности с ним».
Принцип формирования группы: по желанию обучающихся, а также
по заявлению родителей (законных представителей).
Состав группы одновозрастной и постоянный. Отдельно формируется
группа для детей ОВЗ. Количество обучающихся в группе – 8-12 человек.
Режим занятий
Занятия проводятся в вечернее время подгруппами до 12 человек 2 раза
в неделю с 16.00 до 17.00 в соответствии с возрастом детей и по потребности
родителей. Пятидневная рабочая неделя.
Выходные дни: суббота, воскресенье и праздничные дни в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
Продолжительность занятия:
- для детей от 5 до 6 лет - не более 25 минут,
- для детей от 6 до 7 лет - не более 30 минут.
Объем общеобразовательной программы

Дети
от 5 до 6 лет
Дети
от 6 до 7 лет

Кол-во
учебных Кол-во
учебных Кол-во учебных
часов в неделю
часов в месяц
часов в год
2
8
72
2

8

72

Срок освоения Программы 1 - год обучения.
Уровень сложности - стартовый.
Формы обучения:
 фронтальная;
 индивидуальная;
 подгрупповая;
 малыми группами;
 парами.
Помимо игровых занятий программой предусмотрены следующие формы:
 комплексное занятие - направлено на синтез различных видов
деятельности, в ходе которого решаются задачи физического,
психического, умственного, нравственного развития;
 творческая мастерская - сохранение в ребенке творческого начала,
оказание помощи в реализации его возможностей, способствование
развитию самостоятельности и творческой инициативы;

Виды занятий
 образовательное событие;
 презентация проекта;
 мастер-класс;
 игровая ситуация;
 проблемные ситуации;
 творческие задачи;
 квест;
Формы подведения итогов реализации Программы
Контроль знаний является составной частью процесса обучения, он
позволяет педагогу оценивать получаемые обучающимися знания, умения и
навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиться поставленных
целей обучения.
Контроль
осуществляется
низкофармализованными
методами
(наблюдение, творческие задания и другие), что способствует раскрытию
индивидуальных особенностей обучающихся, повышению уровня развития
познавательных способностей и активизации их самостоятельной работы на
занятиях.
Подведением итогов реализации программы являются:
 выставка,
 открытое занятие,
 демонстрация детских достижений,
 конкурс.



Виды контроля:
Начальный (сентябрь)
Итоговый (май)

Способами определения результативности программы являются
диагностика, проводимая в конце года обучения в виде педагогического
наблюдения и демонстрационных работ детей, выполняемых по окончании
изучения каждого раздела.
2.2. Цели и задачи Программы
Цель: развитие познавательных способностей детей средствами
познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи:
Обучающие:
 познакомить обучающихся с многообразием окружающего мира;
 научить детей работе с разными источниками информации, способами

получения необходимых интересных данных и знаний;
 организовать образовательную среду с целью реализации и поддержки
детского любопытства, инициативы, самостоятельности;
 создавать специальные ситуации для повышения познавательной
активности обучающихся;
 создать условия для наблюдения за опытами, их обсуждения и первого
самостоятельного проведения посильных безопасных экспериментов
под руководством педагога;
 расширить возможности обучающихся получения первичного опыта
взаимодействия с разными материалами, природными явлениями;
 формировать навыки безопасного поведения;
Развивающие:
 развивать
познавательную
и
творческую
активность,
любознательность;
 развивать коммуникативные способности;
 развивать внимание, мышление, воображение;
 развивать самостоятельность, инициативность;
Воспитательные:
 воспитывать бережное отношение к природе и своему здоровью;
 воспитывать
у
каждого
ребенка
чувство
собственного
достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и
творчеству;
 привить бережное отношение к материалам, аккуратность;
 воспитывать
культуру общения, эмоциональную отзывчивость
и доброжелательность к людям;
 сформировать чувство
уверенности
в
своих
силах,
самостоятельность, инициативность;
 обеспечить возможность получить новые впечатления, приобрести
опыт общения друг с другом, сформировать навыки коллективного
сотрудничества;
 закрепить навыки дисциплины и самодисциплины, умения доводить до
конца начатое дело.
Реализация образовательной программы для детей осуществляется в
соответствии со следующими основными принципами:
 принцип научности предполагает знакомство дошкольников с
совокупностью элементарных естественнонаучных знаний в доступной
форме, использование научно правильных понятий, определений;
 принцип доступности — постановка перед обучающимися задач,
соответствующих их силам, постепенного повышения трудности
осваиваемого учебного материала по дидактическому принципу: от
простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к
неизвестному;
 принцип систематичности — непрерывность процесса формирования
навыков, чередование работы и отдыха для поддержания
работоспособности и активности обучающихся, определенная

последовательность решения творческих заданий;
 принцип гуманизма — утверждение общекультурного человеческого
достоинства, внимание к историческим ценностям, их значимость для
развития искусства, науки и культуры;
 принцип демократизма — свободный выбор видов и сфер
деятельности; признание равных прав и обязанностей взрослого и
ребенка; создание эмоционально-комфортного климата в социальной
среде;
 принцип дифференциации образования — ориентация на личностные
интересы, потребности, способности, а также физиологические,
интеллектуальные и другие особенности обучающегося;
 принцип сотрудничества — признание ценности совместной
деятельности детей и взрослых;
 принцип креативности — создание всех условий для развития
творческой личности;
 принцип природосообразности — учет возрастных и индивидуальных
особенностей обучающихся в их деятельности, опора на
положительное в ребенке, на сильные стороны его личности;
 принцип культуросообразности — ориентация на потребности
общества и личности обучающегося, единство человека и
социокультурной среды, адаптацию детей к современным условиям
жизни общества.
Подобный подход к систематизации и структуре содержания позволяет
сохранять интерес детей к занятиям на протяжении всего учебного года и
предоставляет широкое поле для самореализации обучающихся.
Методы обучения.
Методы организации и осуществления учебной деятельности:
 словесные, наглядные, практические;
 индуктивные, дедуктивные (отражают логику процесса передачи
научных знаний педагога обучающимся);
 репродуктивные,
проблемно-поисковые
(отражают
степень
самостоятельности обучающихся при усвоении программного
материала);
 самостоятельные,
несамостоятельные
(характеризует
степень
управления педагогом познавательной деятельности обучающихся).
Занятие состоит из двух частей – теоретической и практической.
Теоретическую часть планируется с учётом возрастных, психологических и
индивидуальных особенностей обучающихся. Практическая часть основана
на работе детей по темам занятий. Педагог организует демонстрацию опытов
по заданной теме, дети внимательно наблюдают и проделывают
самостоятельно опыт, предложенный педагогом.
2.3. Содержание Программы
Содержание

программы

представляет

собой

единую

систему

взаимосвязанных тем, при этом раскрывает многообразные связи предметной
практической деятельности человека с его историей и культурой, а также с
миром природы.
Учебный (тематический) план
№

Название раздела,
тема

1

Растения и животные
как живые
организмы.
Характерные
особенности
факторов внешней
среды (экосистемы)
Многообразие живых
организмов
как приспособление
к окружающей среде
Неживая природа.
Вода
Неживая природа.
Воздух
Неживая природа.
Песок, глина, камни
Неживая природа.
Свет, цвет
Неживая природа.
Магниты, магнетизм
Неживая природа.
Электричество
Неживая природа.
Вес, притяжение
Неживая природа.
Звук
Неживая природа
Теплота
Неживая природа.
Земля. Космос.
Человек.
рукотворный мир.
Свойства материалов
Человек.

2

3

4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

Количество часов
всего теори практи
я
ка
4
1
3

Форма контроля
Презентация. Беседа.
Наблюдение.

4

1

3

Презентация. Беседа.
Наблюдение.

4

1

3

Презентация. Беседа.
Наблюдение.

4

1

3

4

1

3

4

1

3

4

1

3

4

1

3

4

1

3

4

1

3

4

1

3

4

1

3

4

1

3

10

2

8

Презентация Беседа;
наблюдение
Презентация. Беседа.
Наблюдение.
Презентация. Беседа.
Наблюдение.
Презентация. Беседа.
Наблюдение.
Презентация. Беседа.
Наблюдение.
Презентация. Беседа.
Наблюдение.
Презентация. Беседа.
Наблюдение.
Презентация. Беседа.
Наблюдение.
Презентация. Беседа.
Наблюдение.
Беседа. Наблюдение.
Выставка рисунков
Презентация. Беседа.
Наблюдение.

10

2

8

Презентация. Беседа.

рукотворный мир.
Преобразование
Итого:

Наблюдение.
72

17

55

Содержание учебного (тематического) плана
Разделы и темы занятий

Вводное занятие.
Инструктаж по ОТ.
Игровая программа
«Будем знакомы»
Растения и
животные как
живые организмы.
Характерные
особенности факторов
внешней среды
(экосистемы)
Многообразие живых
организмов
как приспособление к
окружающей среде
Неживая природа.
Вода

Неживая природа.
Воздух

Теоретическая
составляющая темы
Знакомство обучающихся
с программой занятий.
Инструктаж по охране
труда и технике
безопасности
на занятиях.
Формирование
элементарных
представлений о живой
природе.
Знакомство с экосистемой.
Обобщение и
систематизация знания
о взаимосвязях в природе.

Практическая составляющая
темы
Игровая программа
«Будем знакомы»

Свойства воды (вкус, цвет,
запах, текучесть). Значение
её для всего живого.
Свойства льда, снега, пара.
Вода и её загрязнение.
Исследование воды
человеком.

Чтение и обсуждение
экологической сказки
«Как люди речку обидели»
Совместное проведение
опытов:
опыт №1 «Вода - это
жидкость»
опыт № 2 «Вода
бесцветная»
опыт № 3 «Попробуем на
вкус»
опыт № 4 «Вода не имеет
запаха» опыт № 5
«Загрязнение воды»
опыт № 6 «Очистка воды».
Коллаж «Круговорот воды в
природе».
Научить детей наблюдать за
опытом, обсуждать,
самостоятельно проводить
забавные опыты.

Надуем шарик не дыша

Дидактическая игра
«Четвертый лишний»,
игра «Природа»
Викторина «Чем я могу
помочь экологии
Земли?»

Неживая природа.
Песок, глина, камни

Свойства песка, глины,
почвы и камней путём
проведения элементарных
опытов.

Неживая природа. Свет,
цвет

Зеркала — это чудоизобретение
человечества. Свойства
зеркал и их
применение: в науке и
повседневной жизни.
Знакомимся с физическим
явлением — магнетизмом,
магнитом и его
особенностями.
Знакомимся с понятием
«электричество»,
«электрический ток»,
«статическое
электричество», мерами
безопасного взаимодействия
с электричеством.

Неживая природа.
Магниты, магнетизм
Неживая природа.
Электричество

Неживая природа. Вес,
притяжение
Неживая природа. Звук

Неживая природа
Теплота

Неживая природа.
Земля. Космос.

Человек. Рукотворный
мир. Свойства

Почему все падает на
землю?
Понять, что Земля обладает
силой притяжения.
Как появляется песенка?
Выявить одну из причин
возникновения высоких и
низких звуков, зависимость
звучащих предметов от их
размера.
Твердые — жидкие
Понять изменение
агрегатного состояния
вещества в зависимости от
тепла.
Знакомим детей с
первоначальными
сведениями о Вселенной, с
понятиями Звезда,
созвездие; показать
разнообразие созвездий.
Дать представления о том,
что звезды имеют свои
имена и движутся по небу в
строгом порядке. Развивать
словарный запас детей,
воспитывать интерес к
наблюдениям.
Родственники стекла. Мир
бумаги. Мир ткани.

Закрепить умение
исследовать объект с
помощью разных органов
чувств; называть его
особенности.
Научить детей наблюдать за
опытом, обсуждать,
самостоятельно
проводить
забавные опыты.
Познавательная игра «Что
магнит к себе притянет»
Научить
устанавливать
причину
возникновения
статического
электричества, собирать
простейшую электрическую
цепь.
Научить детей наблюдать
за опытом, обсуждать,
самостоятельно проводить
забавные опыты.
Научить детей наблюдать за
опытом, обсуждать,
самостоятельно проводить
забавные опыты.
Научить детей наблюдать за
опытом, обсуждать,
самостоятельно проводить
забавные опыты.
Игровая программа
«Мастерская
звездочета»

Познакомить с различными
видами тканей, стекла,

материалов

Человек. Рукотворный
мир. Преобразование

бумаги; сравнить их
качества и свойства; понять,
что свойства материала
обусловливают способ его
употребления.
Знакомство с конструктором Познакомить с правилами
«Шарики-кубарики».
работы с конструктором.
Логические закономерности Презентация «История
«Найди ошибку в
конструктора». Игра «Мы
постройке»
строители»
Учить находить ошибки в
построении, путем
исследования. С помощью
тактильных ощущений.
Игра на внимание «Найди
ошибку».

2.4. Планируемые результаты
Для ребенка важно, чтобы результаты его творческой деятельности
можно было наглядно продемонстрировать: это повышает самооценку и
положительно влияет на мотивацию к деятельности, к познанию. Программа
«Познаем и создаем!» предоставляет детям возможность осваивать навыки
креативного мышления и приобретают способность синтезировать свои
собственные наработки.
В ходе освоения обучающимися каждого раздела программы будут
достигнуты определенные результаты в области естественнонаучного цикла
и знаний предметов окружающего мира.
Ожидаемые результаты:
 иметь представления о свойствах веществ;
 уметь устанавливать причинно-следственные связи между свойствами
материалов и способами их использования;
 приобрести навыки исследовательской деятельности, самостоятельно
делать выводы, выдвигать гипотезы, анализировать;
 расширить знания об объектах и их свойствах;
 выделить и поставить проблему, которую необходимо разрешить,
предложить возможные решения, проверить эти возможные решения,
сделать выводы в соответствии с результатом проверки, применить
выводы к новым данным, сделает обобщение;
 овладеть знаниями об окружающем мире, физических явлениях и
свойствах неживой и живой природы;
 умеют проводить доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы
на вопросы и делать умозаключения;
 анализировать и фиксировать результаты опытно-экспериментальной

деятельности;
 сформировать опыт выполнения правил техники безопасности при
пользовании
приборами-помощниками
вовремя
проведении
экспериментов;
 развить связную речь, обогатить словарь специальной терминологией.
3. Организационно-педагогические условия
3.1. Условия реализации Программы
Материально-техническое обеспечение
Материально - технические условия:
 групповая комната с рабочими столами, стульями, шкафами, для
хранения наглядного материала;
 мультимедийное оборудование.
Материально-техническое оснащение занятий:
 оборудование для проведения опытов;
 глобус, географические карты;
 альбомы по разделам программы;
Канцелярские принадлежности, инструменты и материалы для проведения
опытов:
 режущие инструменты: ножницы среднего размера;
 линейки: пластиковые, бумажные; циркули;
 клеи: клей ПВА, клей карандаш;
 скотч: бумажный, двухсторонний, прозрачный;
 карандаши: простые, цветные;
 прочие приспособления: ластики, дыроколы;
 бумага и картон различных сортов и цветов, наборы бумаги для
занятий.
Методическое обеспечение образовательного процесса. Цифровые
образовательные ресурсы: презентации по темам.
Оборудование
Природный и бросовый материал: ракушки, камешки, проволока, резина,
шишки, жёлуди, вата, птичий пух, семена цветов, семена клёна, скорлупа
грецких орехов, пуговицы.
- Контейнеры с песком, глиной, земля, баночки с различным материалом.
- Тарелочки для проведения опытов.
- Коллекция образцов бумаги.
- Предметы из разных материалов.
- Пробирки для проведения опытов.
- Набор ложек разного размера для проведения опытов.

- Лупа, микроскоп.
- Пинцеты, стаканчики, трубочки.
- Воронки.
- Картотека опытов и экспериментов.
- Карточки с последовательностью работы над экспериментом.
- Картотека опытов с песком и водой, картотека игр с песком и водой.
- Карточки-подсказки (разрешающие - запрещающие знаки) «Что можно,
что нельзя».
- Таз.
- Игрушки для игр с водой, плавающий пластилин для центра песка и воды.
- Игрушки, формочки разной емкости и размера.
- Фартуки, клеёнка.
- Игры «Шумяшие коробочки», «Душистые коробочки».
- Бумага для записей и зарисовок, карандаши, фломастеры.
- Часы песочные (на разные отрезки времени).
- Коллекция минералов.
- Конструктор «Шарики - кубаро».
Кадровое обеспечение
Педагог дополнительного образования.
Инструкции для детей:

правила безопасного обращения с иглой, а также колющими и
режущими предметами;

правила безопасного поведения при игре или проведении
экспериментирования с песком, в том числе на улице;

правила безопасного поведения при проведении экспериментирования
игр с водой в том числе на улице;

привила безопасного поведения при проведении экспериментирования
с мыльными пузырями;

привила безопасного поведения при проведении экспериментирования
с зеркалом и увеличительным стеклом;

привила безопасности при организации занятий по изобразительной
деятельности и ручному труду.
Инструкции для педагога:

инструкция по охране труда для воспитателя;

инструкция по технике безопасности при проведении игрэкспериментов с зеркалом, увеличительным стеклом;

инструкция по технике безопасности при проведении игрэкспериментов с мыльными пузырями;

инструкция по охране труда при использовании мульмедийного
проектора.

Методические материалы
В данном разделе Программы представлены подборка методических
материалов, которые используются в ходе реализации Программы:
1.
Картотека опытов со стеклом и зеркалом;
2.
Картотека опытов с растениями;
3.
Картотека опытом с магнитом;
4.
Картотека схем Шарики - кубаро.
5.
Картотека гимнастики для глаз;
6.
Картотека упражнений по нейрогимнастике.
Информационно дидактические материалы:
 примерные конспекты занятий;
 методические рекомендации по организации и проведению занятий;
 методические рекомендации по организации и проведению опытов;
 карточки- схемы проведения экспериментов.
3.2. Формы контроля и оценочные материалы
Периодичность и порядок текущего контроля усвоения программного
материала и промежуточной аттестации обучающихся определяется
педагогом самостоятельно. Текущий контроль осуществляется по средствам
наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятия.
4. Список литературы
Литература для педагога:
1. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно – исследовательская
деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет.-М.:
Мозаика – Синтез, 2016.
2. Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы. «Сфера». М., 2016.
3. Дыбина О.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для
дошкольников. Сфера. М., 2018
4. Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром.
Экспериментирование.-СПб.: ООО «Издательство «Детство - Пресс»,
2016.
5. https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2021/12/05/
obrazovatelnyy-proekt-uvlekatelnyy-mir-kuboro
6. https://pandia.ru/text/85/470/6192.php


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».